Логистическая кривая

В практике покупки и торговле акциями возникают вопросы: А как предугадать, насколько долгим будет кризис или эйфория от прихода денег? Когда ждать следующего обвала? Что делать между явно выраженными маржин-колами, на какую информацию опираться, как отсеять несущественную?

Наблюдая за рынком и его реакцией на новостной фон, в том числе подготовку обрушения, можно заметить, что новости чередуют: хорошие — плохие — хорошие — плохие. Если новости не носят размера апокалипсиса,  их обычно группируют, для усиления эффекта воздействия. Распространение информации в обществе или рост популяции с определённой информацией можно схематично представить логистической кривой, где t- время, r(t)- наша функция, зависящая от времени и изменяющаяся в значениях от начального до предельного возможного r∞.

Log_curve

В логистической кривой можно выделить три характерных этапа (состояния): Устойчивое состояние 1 (когда значение функции r(t) близко к  ), затем- переходное состояние с резким изменением значения r(t), и устойчивое состояние 2 с близкими к r∞ значениями функции r(t). С помощью логистической кривой можно описать многие процессы, например, продуктивно-производительную жизнь человека: в детстве человек мало участвует в производительном труде, в зрелом возрасте- активно, в старости опять отходит от дел.

Обозначим эти этапы и опишем их. Распространение информации в среде потенциальных инвесторов и как следствие воздействия этой информации на инвесторов- принятие ими решения о покупке/продаже тех или иных инструментов — тоже можно описать с помощью логистической функции:

Log_curve_inside

Вначале некий инструмент мало кому интересен, инвесторы боятся его покупать, и его цена колеблется около  . В это время посвящённые («элита»), единолично владея важной информацией, начинают покупать его, цена чуть-чуть подрастает. Затем информацией делятся с небольшим кругом прикормленных инсайдеров, отдельные покупки перерастают в активную скупку, цена на инструмент резко взлетает. Широкая публика недоумевает и не может понять, в чём причина. На третьем этапе выходит новость и инвесторы, боясь не успеть «прыгнуть в последний вагон», скупают этот инструмент, который «элита» и «приближённые» с радостью продают им по максимальной цене (с радостью- потому что в это время у «элиты» есть уже новая информация, которую «элита» приняла во внимание, начинается новая логистическая кривая в другом инструменте; или в том же самом, но с другим знаком, начинаются продажи). Третий этап завершается, когда всё общество знает о случившемся, обсуждают и в маршрутках,  и в метро, все, кто мог- уже приняли решение и купили. Впаривать больше некому.

Практика применения: самым важным является определить, на каком этапе находится сейчас цена на актив, на который Вы обратили внимание и по отношению к которому Вы получили какую-то информацию. Купить какие-то акции и остаться акционером на всю оставшуюся жизнь без дивидендных выплат и возможности продать кому-либо- тоже малопривлекательная перспектива. Т.е. если акции покупать- то или с возможностью получать достаточно высокие дивиденды, или с перспективой роста, или и то и другое. Если присутствует ставка на рост стоимости- определяйтесь с этапом. Формализовывать вычисления с привлечением сложного математического аппарата не буду, дабы не отпугивать читателя, но наблюдения, разработки, исследования ведутся многими участниками рынка. Можно распознать и применить волны Элиота.

Главное- не попасть в число толпы на 3 этапе. Если во всех финансовых газетах, на новостных сайтах, по ТВ идёт обсуждение новости/идеи — по факту- она уже не новость, это толпу инвесторов разводят, и эту идею не следует использовать в качестве  определяющей своих действий (если только с другим знаком, прямо противоположным).

Примеров в жизни и на фондовом рынке предостаточно. Летом прошлого года долларФРС (так правильно называть доллар США) стал понемногу дорожать, ЦБ стал опускать курс рубля понемногу- это был 1 этап, Запад готовил атаку на рубль и экономику России, «элита» избавилась от рублей, скупая доллары. Аналитики говорили: ничего-страшного-скоро-вернётся.

2 этап: доллар на торгах пошёл в рост (ЦБ как бы ни при чём: рынок такой), при это м рекорды ставились каждый день. 1-2 дня отката охладили толпу («приближённые» инсайдеры скупали всё равно), и- к новым вершинам.

Помним, как в ноябре-декабре 2014 года, спасая свои кровные, народ ломился в магазины и покупал кто новые машины, кто 3 холодильника? Бери что угодно, главное- избавиться от рублей. В обменниках доллары продавали дороже 80, а евро- дороже 100 рублей. Это был 3-й этап.

Что теперь делать с купленными холодильниками или долларами? «Элита» уже тогда взяла курс на сброс доллараФРС, оседлав зарождение нового тренда. (Давно пора отказаться от него вообще, возможно, текущее снижение и перейдёт в таковой отказ? Но вероятнее всего, что нас как обычно раскачивают, гоняя словно стадо из угла в угол.)

 Степан Демура о логистических кривых и о том, как не слить депозит за 3 месяца (август 2012 года, Сити Класс):

Немного о новостях, манипуляции новостями, искусственной концентрации внимания общества в Ньюсологии Игоря Ашманова (апрель 2012, программа Профилактика):

Запись опубликована в рубрике Ликбез инвестора с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>